Полезные статьи

Холуйская лаковая миниатюра

Символы России Холуйская лаковая миниатюра

Холуйской росписью считается миниатюрная живопись темперными красками, возникшая в поселке Холуй Ивановской области еще в 1932 году. Художники исуксно расписывали лаковые изделияиз папье-маше, добиваясь самого высокого качества исполнения. В основном это были короба, шкатулки, ларчики и т.п.

Конечно, ничто не возникает ниоткуда. Художественный промысел стал продолжением иконописного творчества, который успешно развивался в этой местности еще с 16 века. Когда в 1613 году холуйская слобода стала принадлежать князю Дмитрию Пожарскому, и тот стал всеми силами развивать промысел. Дело в том, что местность вблизи Холуя потрясающе красива и живописна, и это послужило своего рода толчком к раскрытию творческих способностей селян. Сначала иконы писали, как водится, монахи, потом обыкновенные жители, и очень скоро Холуй превратился в крупный иконописный центр. Объемы производства были внушительными, порой из-за этого истрадало качество, однако все равно изделия холуйских мастеров продолжали побеждать на выставках. Одной из самых почетных наград была бронзовая медаль, завоеванная на Всемирной Парижской выставке.

Так продолжалось вплоть до революции 1917 года, а потом все пришло в упадок, промысел пришел в полный упадок. Бывшие иконописцы вынуждены были сменить квалификацию: в Холуе открылся филиал мстерского промысла, и холуйцы начали писать так называемые "коврики", то есть репродукции знаменитых полотен. Конечно, это не всем мастерам было по вкусу, ведь многие из них были настоящими художниками. Поэтому они стали пытаться изобрести что-то свое, найти собственный путь развития. И им это удалось: холуйцы нашли себя в миниатюрной живописи и даже образовали свою артель, которая в в 1960 году было преобразована в Холуйскую фабрику художественной лаковой миниатюры.

Во многом холуйская лаковая миниатюра заимствовала свои черты у федоскинского промысла: крупные детали, яркая декоративность, но в то же время мягкость живописи, конкретика рисунков, реалистичность изображений. Для холуйской росписи свойственны фольклорно-исторические темы, а также современные. Так, представлены сюжеты не только на литературную тему, но и на вполне обыденную. Холуйцы не гнушались пейзажными зарисовками и натюрмортами, среди живописцев прославились К. Костерин, Н. Бабурин, В. Белов, Б. Киселев и т.д. Помимо миниатюр художники писали и достаточно объемные лаковые панно. Начал оформляться самобытный холуйский стиль, в котором стал преобладать не только черный фон в качестве фона, из-за которого холуйское искусство обвиняли в подражательстве Палеху, а ярко-красный, изумрудно-зелёный и сочный вишнёвый.

Основоположниками холуйского промысла являются три живописца: С.А. Мокин, В.Д. Пузанов-Молёв и К.В. Костерин. Первый основал Холуйскую художественную артель, работал и как иконописец, и как миниатюрист. Особенно примечательны его работы на героическую тему. К.Костерин - один из выдающихся холуйских художников, который в основном работал в жанре пейзажа, передавая через миниатюру свое видение красоты русской природы. В.Д. Пузанов тоже немало сделал для холуйской лаковой миниатюры, формируя своеобразный стиль холуйской росписи. Особенно знамениты его работы: «Поединок на поле Куликовом», «Призыв Минина и Пожарского» «Волга». Также интересны его композиции на сказочную тему.

В 80-х годах холуйская миниатюра переживает свое второе рождение, работы холуйских мастеров можно увидеть в разнообразных художественных музеях: Ивановском, Плёсском, Московском Музее, Историческом и др. После перестройки фабрика преобразовалась в Холуйские художественно-производственные мастерские, а в 2009 году - опять в «Холуйскую художественную фабрику лаковой миниатюры». Сейчас там задействовано более двухсот человек, и фабрика выпускает разнообразный ассортимент продукции: иконы, брошки, шкатулки, канцелярские принадлежности, панно, игольницы, портсигары и многое другое. Все это расписывается вручную и сопровождается фирменным знаком и сертификатом.


Автор: Озерова Юлия
Дата публикации: 05.02.2013
Перепечатка без активной ссылки запрещена