Полезные статьи

Жостовские подносы

Символы России Жостовские подносы

Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос - это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Всем известные колокольчики, ромашки и васильки, но созданные густым широким мазком, играют по-новому. Цветочный букет жостовского подноса очень прост по своей композиции. Объёмная форма жостовского букета сочетается с продуманностью цветового решения. Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.

Как же возникло удивительная техника жостовской росписи? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток - чай. Он вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.

Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше. Их изготавливали наряду со шкатулками и табакерками. В богатых домах встречались и металлические подносы, изготовленные на Урале и в Санкт-Петербурге.

И вот в первой четверти XIX века в селе Жостово кто-то решил, что технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше можно перенести на железо: тот же грунт, тот же лак, те же масляные краски. Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала наблагодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские. Жостовские мастера изготавливали подносы различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие "закусочные" - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.

Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления на жостовских фабриках несколько изменился - металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский узор сохранил.

В конце XIX - начале XX столетий промысел села Жостово пришел в упадок. Но в 1928 году несколько артелей объединились в одну - «Металлоподнос». Жостовская фабрика декоративной росписи и по сей день выпускает настоящее жостовское чудо!

Как создают жостовские подносы?

Сегодня процесс изготовления знаменитых жостовских подносов состоит из нескольких этапов. Для начала надо изготовить изящные металлические подносы из листового железа. Его куют на механических прессах и выравнивают различными приспособлениями. Теперь можно приступать непосредственно к росписи масляными красками. Это полностью ручная работа, и каждый жостовский поднос индивидуален и эксклюзивен. Чтобы расписать поднос в распространенном цветочном стиле, от мастера требуется большое терпение и многолетний опыт.

Сначала художник намечает очертания жостовских цветов едва заметными штрихами, затем прорабатывает тенёжку – так на профессиональном сленге называют накладывание теней в картине. Также добавляют в композицию яркие краски, играя на контрасте или, наоборот, погружая жостовские узоры в мягкую дымку. Далее черед бликовки - нанесение световых бликов, световых пятен, которые передают объемы и высвечивают полутона, свет и тени. Теперь можно переходить к тонкой проработке деталей - очерчивание тонкой кистью мелких элементов композиции, нанесение штрихов, различных нюансов, таких как детализация листочков, выписывание прожилок и т.п. Последним этапом росписи жостовского подноса считается привязка - вписывание цветочного жостовского букета в общую композицию, сочетание с общим фоном, а также оформление краев подноса. Его выписывают в цветочно-растительном или геометрическом стиле. После уборки краев жостовский поднос оставляют до высыхания, а потом покрывают бесцветным лаком.

Однако роспись жостовского подноса не ограничивается только цветочной тематикой, хотя, несомненно, техника росписи букета цветов из пионов, георгинов, маков, фиалок, дополненных изображениями ягод и фруктов, считается традиционной и наиболее характерной для жостовского промысла. Они могут располагаться в центре подноса или же украшать изделие равномерно по всей поверхности. Также подносы из Жостова могут иметь пейзажный вид: картины русской природы удаются жостовским художниками также хорошо. И третья тема - сцены из крестьянской жизни. Это может быть разудалая тройка лошадей с веселыми пассажирами иди же сцена воскресного чаепития с самоваром и баранками, прогуливающиеся барышни и т.д.

Рекомендуем посетить

Автор: Озерова Юлия
Дата публикации: 30.07.2008
Дата обновления: 11.02.2013
Перепечатка без активной ссылки запрещена