Полезные статьи

Каргопольская игрушка

Символы России Каргопольская игрушка

Гончарное дело в Каргопольском районе Архангельской области было развито издавна. Сначала это были обычные горшки и домашняя утварь, а затем мастера стали изготавливать оригинальные лепные игрушки. Художники использовали разнообразные сюжеты, но в основном преоблатала деревенскиая тематика, картинки-зарисовки из крестьянской жизни: бабы с младенцами, бородатые мужички, домашние животные, сказочные и былинные герои.

Надо сказать, что формы игрушек и скульптурок были очень разнообразные и необычные, а вот оформление подкачало, ведь для раскрашивания имелась только цветная глина, мел и уголь. Конечно, современные игрушки очень декоративны, применяются различные способы и средства оформления, однако по-прежнему живописцы тяготеют к лаконичной и очень сдержанной манере росписи. Преобладают такие оттенки как белый, золотистый, красный, зеленый, черный, синий, а в узорах доминиют солярные символы и растительная тематика: круги, коловраты, колосья, веточки и т.д.

В основном промышляли игрушечным ремеслом в трех деревнях: Торопове, Гриневе, Печникове. Глиняные изделия отправлялись на продажу в соседние города, Каргополь и Архангельск.

По большому счету каргопольская игрушка - изделие безымянное, так как только самые непревзойденные и выдающиеся мастера оставили свое имя в истории этого ремесла. Так, в 30-е годы прошлого века гончар Иван Дружинин прочно вошел в список таких самородков-художников. Его работы считаются сейчас классикой каргопольской керамики. Еще одна игрушечница Ульяна Бабкина, которая самозабвенно занималась этим промыслом всю свою жизнь, успев изготовить немало прекрасных вещиц, среди которых выделяются миниаютюры Конь-Полкан, Полихан-кентавр. Нельзя не упомянуть игрушечников Шевелевых из деревни Токарево, что рядом с Каргополем. Это потомственные гончары в нескольких поколениях: Александр Шевелев (основал цех от фабрики "Беломорских узоров"), Валентин Шевелев (возродил древнюю технологию обварки глины после обжига с целью получения необычных декоративных узоров). В Каргополе даже имеется Дом-музей этой знаменитой гончарной семьи, в котором также проходят игрушечные мастер-классы. Участвовать в гончарном промысле всей семьей очень характерно для Каргополя: летом ремесленники занимались огородом, а в зимнее время лепили и расписывали глиняные изделия. Все были при деле: и мужчины, и женщины, и дети.

Сначала гончары лепили только посуду, а из остатков глины затем делали разные затейливые штуки. Такие безделки стоили копейки и большим спросом не пользовались. Когда же искусство мастеров достигло высокого уровня, и они стали применять различные техники про производстве игрушек (обваривание обожженного изделия в густой растворе пшеничной муки до появления оригинальной формы и фактуры пятен пригоревшей муки), глазурование (в более дорогих игрушках), интерес к творчеству архангельских художников возрос.

Как изготовить каргопольскую игрушку?

Для изготовления глиняной игрушки потребуется, конечно, глина. Игрушку лепят из целого куска глины, пользуясь по мере необходимости острым приспособлением для прорисовки мелких деталей (лица, к примеру). После сушки изделия обжигают, а затем расписывают темперными красками.

Сегодня каргопольская игрушка продолжает радовать глаз своей безыскусностью и оригинальностью, современные мастера по-прежнему верны традициям в изготовлении глиняных беделушек, однако сделали ее более элегантный и тонкопрорисованной. Детали стали более четкими, а краски яркими и разнообразными. Однако нельзя сказать, что оформление стало аляповатым, а дизайн навязчивым. Художники избегают неуместной пестроты и пафосности. В ассортименте каргопольских гончаров остались фигурки домашних и диких животных, персонажи сказок и былин, но появились и новые композиции: тройки лошадей, повозки, сцены охоты и др.


Автор: Озерова Юлия
Дата публикации: 30.01.2013
Перепечатка без активной ссылки запрещена