Полезные статьи

Дымковская игрушка

Символы России Дымковская игрушка

Изготовление дымковской игрушки | Роспись дымковской игрушки | Технология: дымковская игрушка

Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. История дымковской игрушка довольно интересна, название происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу, богу Ярило. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.

Родиной дымковской игрушки считается город Киров. В 15 веке по приказу царя Ивана III жителей северных областей отправляли на переселение в глухую безлюдную местность. Как раз такой в тем времена считалась слобода за рекой Вяткой, которая получила название Дымково. Среди переселенцев было немало ремесленников, гончаров, которые, собственно, и стали основоположниками игрушечного промысла. К девятнадцатому веку об удивительных свистульках и Дымково узнала вся стран, и, естественно, спрос на них стал огромным. В 1856 году производством игрушек уже занимались 59 семей, которые ежегодно изготавливали около 100 тысяч свистулек. Продукцию продавали на местных базарах и ярмарках, но в основном везли в столицу и Оренбургскую губернию.

В XIX веке праздник превратился в оживлённую ярмарку «свистунью», с непременным свистом. Магическое значение празднества утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали всё более вычурные, декоративные формы. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках. Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы-модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи.

В конце девятнадцатого столетия в истории дымковской игрушки наступил переломный момент. Промысел перестал бурно развиваться, а затем и вовсе стал приходить в упадок - слишком уж сильно стали давить со всех сторон конкуренты. Дешевые гипсовые статуэтки заполонили рынок, оставив расписную дымковскую игрушку неудел. Конечно, свистульки из Дымково никогда не были дешевыми, да и не могли быть ведь каждая из них лепилась и расписывалась исключительно вручную. Так, к 1917 году оставалась всего одна игрушечница - Анна Мезрина, которой, собственно, мы все и обязаны возрождению этого удивительного промысла. Также большую роль в этом сыграл художник Алексей Деньшин, который с самой юности питал любовь к дымковскому творчеству и активно пропагандировал промысел. Так он выпустил небольшим тиражом бесценные, написанные вручную альбомы «Вятская глиняная игрушка в рисунках» (1917), «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные» (1919), «Вятские старинные глиняные игрушки» (1926), которые стали единственным пособием для изучения впоследствии приемов и традиций дымковского искусства. В альбомах присутствовала не только ценная информация по истории и технике изготовления игрушек, но и были представлены зарисовки узоров на литографских камнях, в точности скопированных с оригинальных игрушек.

Деньшин провел большую работу по собиранию для музеев коллекций дымковских игрушек и всячески просвещал общественность, благодаря чего промысел все же не канул в Лету. Мастерицы А. А. Мезрина, Е. А. Кошкина, Е. И. Пенкина обучили своему искусству молодое поколение игрушечников и игрушечниц, и старинное искусство в 30-е годы воскресло и снова обрело популярность. Свистульки продавали, отправляли в музеи, на выставки (отечественные и зарубежные). Время внесло свои коррективы в промысел: в это время появились первые жанровые композиции из нескольких фигур, изображающие ту или иную сцену из крестьянской жизни. Не забывались и традиционные мотивы.

Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, дымковский козлик мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.

Чтобы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски - сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой - солнце и другие светила.

Рекомендуем посетить

Автор: Озерова Юлия
Дата публикации: 11.08.2008
Дата обновления: 11.02.2013
Перепечатка без активной ссылки запрещена