Полезные статьи

Свадебный обряд

Самовары Обряды Свадебный обряд

Русский свадебный обряд - очень древний, он уходит своими корнями глубоко в прошлое. Сейчас современные свадьбы мало похожи на древнее таинство - они проводятся по европейскому образцу и назначаются в любое время года. А ведь в древности свадьбы устраивались исключительно после уборки урожая, то есть осенью, и никогда не свадебное пиршество нельзя было увидеть в дни поста. Собственно, в году оставалось не так уж много дней, когда можно было гулять свадьбы.

Сто представлял собой свадебный обряд? Начиналось все со сватовства: если отец невесты благосклонно относится к кандидатуре жениха, он выпивает рюмку вина, налитого сватами. После такого «красноречивого согласия» отца невесты, сваты начинали петь обрядовую песню.

За сватовством следовал осмотр хозяйства жениха, и если родители оставались довольны увиденным, назначался день рукобития, то есть окончательного «сговора» сватов. Элементы рукобития можно встретить в современной помолвке. В этот день обсуждались организационные вопросы предстоящей свадьбы, распределялись роли, выбирались:

  • -дружка-шафер (что-то вроде современного тамады)
  • -тысяцкий (свадебный воевода, обычного крестный отец жениха)
  • -полудружье (помощник тамады)
  • -подневестница (держит венец над невестой во время венчания)
  • -подженишник (держит венец над женихом во время венчания)
  • - постельница (хранительница брачного ложа)
  • -вытница (причитает на свадьбе)

Когда день свадьбы назначен, начиналась подготовка к этому действу. В доме невесты украшалось приданое, готовились подарки, организовывались предсвадебные вечёрки. Накануне дня свадьбы устраивался девичник - невеста весь день причитала, наводила красоту, прощалась со своей волюшкой, родительским домом. «Наплачешься за столбом, коли не наплачешься за столом» - по этой причине невеста причитала даже выходя замуж за любимого человека.

Причитания полагались и на следующий день, когда невеста наряжалась во все новое и готовилась к встрече с женихом. Жених в это время тоже не сидел без дела - готовил свадебный возок и прощался со своей холостяцкой жизнью.

По приезде к невесте должен состояться выкуп, причем, выкупать необязательно деньгами, это могли быть сладости, безделушки для девушек и т.д. После выкупа брачующихся благословляли хлебом родители невесты, и они с песнями и с криками отбывали к венцу. Считалось, что нечистая сила предпочитает держаться подальше от громких звуков, поэтому ни молодые, ни гости не закрывали ртов. Нередко даже палили из ружей.

При подъезде к родительскому дому брачующиеся первым делом получали благословение от матери жениха, сыпавшей на пару пшено и другие крупы. Это должно было принести новой семье богатство.

Свадьба возводилась в ранг магического действа. Новобрачных "обводили" вокруг дерева или столба, дабы помочь девушке перейти из рода отца в род мужа. Использовались обереги, пелись ритуальные песни. Жених брал невесту на руки и переносил через порог дома, однако это не просто красивый обычай, это способ заставить домового принять нового члена семьи (как новорожденное дитя).

Далее наступало время свадебного пира, во время которого не смолками величальные (славили невесту, жениха и их родню) и корильные песни (если вдруг певцов не одаривали за величальные песни, они заводили корилки).

После пира супругов отправляли на покой. Новоиспеченная жена разувала мужа, а тот слегка ударял ее плеткой, чтобы продемонстрировать свой авторитет и не быть благоверную в семейной жизни.

Утром молодых будили тысяцкий и свахи, которые снимали простыню с ложа. Если невинность невесты подтверждалась, тогда о дверь спальни разбивали глиняные горшки и отправлялись за родителями невесты (их на пиру не было), чтоб как следует угостить. Если же невеста оказывалась не такой уж невинной, как прикидывалась, за родителями невесты отправлялись в повозке, к которой были прикреплены грязные тряпки и драные веники.

Второй день - пирожный пир. Гости и молодые одевались во все красное, если, конечно, невеста оказалась девственницей, и отправлялись гулять. Новобрачным устраивались различные игры-испытания, съедался свадебный каравай, испеченный накануне свадьбы. После «пирожного» дня наступал третий день свадьбы, но он редко праздновался. В основном молодые супруги приходили на «отводины» к своим родственникам, то есть «водили хлеб да соль».

«Отводины» становились заключительным этапом свадебного веселья, и молодые супруги вступали, наконец, в семейную жизнь.


Автор: Озерова Юлия.
Дата публикации: 11.10.2010
Перепечатка без активной ссылки запрещена