Полезные статьи

Обряд сватовства невесты

Символы России Обряды Обряд сватовства невесты

Наши пращуры верили, что свадьба - это новая веха жизненного пути, вот почему к обряду сватанья или сватовства подходили со всей серьезностью. Конечно, в наши дни сватовство невесты - лишь отголосок прежних традиций, интересное шуточное действо, разнообразящее процесс вступления в брак, однако еще несколько веков назад к традициям относились очень трепетно.

Итак, начнем с того, что в те далекие времена брачующиеся выбирали себе пару не по взаимному желанию и любви, а по велению родителей. Естественно, последние в своем выборе руководствовались далеко не сентиментальными идеями. На чашу весов, прежде всего, ставилась степень родовитости, материального благосостояния, здоровья жениха (невесты), и нередко обряд сватовства проходил без участия молодых.

Обычаи сватовства невесты

После выбора невесты родители жениха отправляли к ее родителям сватов или же жених вместе с крестным и родственниками сам отправлялся свататься. Моральная поддержка в виде родни была необходима, так как иногда сватам оказывали далеко не лестный прием. В качестве сватов также могли выступать совершенно незнакомые люди, которых нанимали специально для организации этой процедуры, обговаривания финансовых вопросов с приданным, ведь сватовство в былые времена считалось очень серьезным и важным делом. Сваты могли прийти в дом невесты только в конкретные дни недели и лишь после заката. Кавалькада из сватов должна пробираться к дому невесты обходными, малозаметными путями и окольными тропками, дабы не встретить никого по пути, что считалось плохой приметой. Подношение - хлеб в рушнике, который оставлялся в доме, ели сватовство складывалось положительно (в противном случае хлеб сваты забирали обратно).

Сваты начинали вести свое повествование издалека, цели визита предшествовала длительная "светская беседа" о сельско-хозяйственных делах. После общих фраз сват говорил: «Я пришел к вам не кумиться, не брататься, а пришел к вам посвататься» или «У вас товар - у нас купец, у вас есть береза, у нас дуб, давайте вместе гнуть». Зачастую сваты говорили о сватанье именно иносказательно, используя приемы аллегории, чтобы запутать нечисть и уберечь священное действо от беды. Потом сватья принимались хвалить жениха, его родителей и хозяйство, и переходили к главному: испрашивали разрешения на брак. Родители невесты, при этом, не давали ответа сразу, нужно было обязательно "набить цену".

Если сватовство со стороны жениха слажено удачно, то происходил обмен хлеба с рушниками и троекратный обход стола. Затем договаривались о смотринах, сговоре и свадьбе, и только тогда разрешалось взглянуть на невесту и лишь смотрительнице (матери жениха, как правило). По завершении смотрин невеста становилась просватанной, в дом приходили родственники с обеих сторон и угощались от души. Теперь уже можно было вести разговоры о более прагматичных вещах, например, о приданом, подарках, расходах на свадьбу, сумме компенсации в случае отказа от женитьбы. Невеста в сговоре не участвовала, однако через родичей отправляла подарки жениху и его родителям.

Современное сватовство внесло свои коррективы в древний обряд. Сегодня для родителей невесты приход сватов не является неожиданностью, более того, все давно осведомлены обо всем. Обрад становится своего рода формальностью, красивым обычаем, на котором стремятся присутствовать все близкие родственники с обеих сторон. Как и прежде, разговор начинается с аллегорических намеков про купца и товар и заканчивается приглашением в дом и отменным угощением с шутливыми розыгрышами, конкурсами и забавами. На празднике (а иначе сейчас это действо и не назовешь) собираются не только невеста, жених и их родственники, но и многочисленные друзья.

Хлеб в рушнике или каравай по-прежнему главный атрибут сватовства, однако теперь жених помимо хлеба готовит цветы для невесты и подарки для её родителей. Зачастую это происходит даже не в доме, а кафе или ресторане. Кому как нравится. После речи жениха родители благословляют молодых, и невеста получает помолвочное колечко.



Автор: Озерова Юлия
Дата публикации: 25.12.2012
Перепечатка без активной ссылки запрещена